Основные условия при работе кистями
Для того чтобы краска была однородной, при каждом опускании в нее кисти краску рекомендуется взбалтывать или перемешивать и предупреждать тем самым образование осадка.
Набрав кистью краску, кисть слегка отжимают о край посуды, удаляя тем самым ее излишки и предупреждая стекание на пол во время переноски кисти от посуды к окрашиваемой поверхности. Во время окрашивания кисть рекомендуется держать перпендикулярно поверхности, делая при этом большие равномерные взмахи, покрывая поверхность длинными широкими полосами (штрихами) краски, которые должны быть хорошо растушеваны без оставления грубых полос.
Толщина наносимого слоя краски и чистота окрашиваемой поверхности во многом зависят от нажима на кисть. При слабом нажиме кисть кладет или оставляет узкие штрихи краски, часто толстым слоем в виде грубой полосы, и оставляет при этом пропуски. При сильном нажиме с кисти стекает краска, образуя потеки, увеличивая потери, но под кистью остается более тонкий слой краски, который легко растушевать. Следует помнить, что с самого начала окраски нажим на кисть следует делать небольшой, а по мере израсходования краски его постепенно увеличивают до нормального.
Чтобы предупредить стекание краски по штырьку, его следует обвязать тряпкой, в виде валика, укрепив ее на 30 — 50 см ниже кисти.
Во время работы кисть должна свободно скользить по поверхности, нанося как можно более длинные штрихи краски, тщательно растушевывая ее, чтобы окрашиваемая поверхность была совершенно однородной, без грубых полос и натасков.
Для получения более красивой окраски направление штрихов играет существенную роль. При окрашивании больших поверхностей штрихи следует перекрещивать под прямым углом. Если первые штрихи шли по ширине поверхности, то вторые должны идти обязательно по длине. Такой порядок окрашивания сглаживает следы краски, положенные кистью за первый раз.
Окрашивая потолки, следует учитывать падение света из окон и наносить последние штрихи по направлению световых лучей.
Когда окраску произво дят за два раза, то первые штрихи наносят перпендикулярно световым лучам, а вторые параллельно им. Если штрихи краски нанесены поперек световых лучей, то на штрихах образуются нитевые тени, выявляя тем самым неравномерность окраски. Соблюдая направление штрихов, легко устранить полосатость в окраске. Если в помещении свет падает из окон не с одной стороны, а с двух или трех, то последние штрихи направляют по длине потолка. При однократном окрашивании штрихи наносят по линии световых лучей.
Окрашивая стены, последние штрихи всегда направляют вертикально от пола до потолка. Если стены окрашивают за два раза, то первые штрихи наносят горизонтально, а вторые — вертикально. Если стены окрашивают за три раза, то штрихи двух первых окрасок следует наносить по длине стены или же штрихи первой окраски наносят вертикально, второй — горизонтально, а за третий раз штрихи наносят опять вертикально. При однократном окрашивании штрихи наносят от пола к потолку.
Работа маховыми кистями. Окрашивание выполняют в такой последовательности: кисть смачивают в краске или колере, отжимают ее излишки о край посуды, подносят к поверхности, приставляют в нужное место и начинают водить кисть на стенах сверху вниз и снизу вверх, накладывая штрихи краски рядом друг с другом, тщательно растушевывая. На потолках кистью водят то в одну, то в другую сторону. В первое время на кисть делают небольшой нажим, а по мере расходования из кисти краски сила нажима увеличивается.
Растушевывать краску следует как можно тонкими слоями, без каких бы то ни было пропусков и просвечивающих мест.
Рис. 18. Окрашивание стен маховой кистью:
1 — нанесение на стены горизонтальных штрихов; 2 — нанесение вертикальных штрихов.
Штырь кисти держат двумя руками и водят ею во весь размах, т. е. делая штрихи как можно длиннее. Некоторые работают несколько по-другому, т. е. левой рукой держат крепко штырек, а правой водят его, кисть движется, скользит по нему, то приближаясь к левой руке, то удаляясь от нее.
Во время работы кисть систематически вращают для того, чтобы она срабатывалась со всех сторон и имела форму как бы факела, а не лопатки, что бывает, когда кисть не вращают в руках и волос ее неправильно изнашивается. На рис. 18 показано окрашивание стен маховыми кистями.
Работу разными кистями выполняют так же, как и маховыми кистями, но не вращают их в руках (рис. 19). Окраску за два раза ведут обычно тогда, когда приготовленный колер оказался жидким. Второй раз красят после высыхания первого слоя краски.
Рис. 19. Окрашивание разными кистями:
1 — ручниками; 2 — флейцем; 3 — торцовкой.
Если поверхности шероховатые, то некоторые маляры выполняют окраску за два или три раза, нанося более толстый слой краски и делая тем самым поверхность более гладкой.
Работа ручниками. Они применяются в большей части при окрашивании -мелких или узких поверхностей масляной краской. Краски набирают немного, обмакивая только конец кисти. Избыток краски отжимают о мешалку (палку) или край посуды. Набирать краски на кисть следует как можно меньше. Необходимо помнить, что при окраске любыми красками их следует класть самыми тонкими слоями, это красивее и экономичнее. Толстые слои клеевой краски при высыхании лупятся, а масляная краска морщится; кроме того, толстые слои ложатся грубыми полосами и портят всю окраску.
На рис. 19, 1 показан порядок растушевки краски ручниками в одном и другом направлении. Принятый порядок растушевки следует соблюдать до окончания окраски всей поверхности. Чтобы краска лучше втиралась в поры поверхности и лучше приставала к грунту, растушевывать ее нужно с силой. При окрашивании кисть следует держать перпендикулярно окрашиваемой поверхности, но так, чтобы волос кисти работал не торцом, а боковой частью. Для этого на ручки делают нажим такой силы, чтобы волос слегка выгибался.
Масляную краску растушевывают в следующем порядке: вертикально при окрашивании за один раз по оштукатуренным стенам, по деревянным поверхностям — вдоль волокон дерева, по полам — по направлению к окну, по крыше — вдоль ската, т.
е. по положенным картам (от конька к желобам). При окраши вании за два раза первый слой растушевывают по стенам горизонтально, по дереву — поперек волокон, по полам — от окна, а второй слой так же, как и при окрашивании за один раз.
Если окраска производится за три раза, то первый слой растушевывается в том же направлении, как и в последний раз.
Флейцевание и торцевание. Эту отделку выполняют по свеженанесенной клеевой или масляной краске сухими кистями. Работу лучше всего вести вдвоем: один окрашивает, второй тут же флейцует или торцует. Колер, приготовленный для торцевания, лучше всего сделать немного гуще, чем для обычной окраски.
Флейцевание. Правой рукой берут флейц, левой — сухую чистую тряпку. Флейцем слегка проводят по поверхности, сравнивая полосы нанесенной краски. Работать следует так, чтобы нигде не оставалось пропущенных мест. Как только флейц пропитается краской, его необходимо отжать и вытереть сухой тряпкой, затем приступить к работе. Флейцы можно мыть, вытирать, а затем сушить. Мокрые флейцы не выравнивают краску на поверхности. После хорошего флейцевания поверхность становится гладкой, без следов кисти и сгустков краски (рис. 19, 2).
Торцевание. В правую руку берут кисть-торцовку и производят ею легкие торцующие удары по нанесенной краске. Волос торцовки должен только слегка своими концами касаться краски. От удара торцовкой нанесенная краска разравнивается, а на поверхности образуется как бы шагрень, т. е. мельчайшие бугорки.
Торцовка должна всей плоскостью волоса ударять по поверхности. Ударять по одному и тому же месту два или более раза не рекомендуется, так как получается совершенно другой вид отделки и такие места после высыхания краски будут выделяться пятном. Торцовку в процессе работы периодически вытирают сухой тряпкой, моют и сушат (рис. 19, 3).
Когда имеются широкие флейцы или побелочные кисти, то для получения ровной, чистой окраски, без стыков работу можно выполнять вдвоем или втроем — так называемое «кисть в кисть».
Отводка филенок. Для закрытия стыка двух красок разного цвета, чтобы придать стенам красивый и законченный вид, место стыка закрывают краской другого цвета, т. е. отводят ровную полоску с помощью кисточки — так называемую филенку. Она служит как для декоративных целей, так и для скрытия неровно выполненного стыка одной краски с другой. Выбор краски для цвета филенки играет большую роль, так как филенка должна как бы подчеркивать выполненную работу. Цвет выбирается или ближе к цвету выполненной панели, или по цвету двух красок, т. е. выполненного фриза и панели. Иногда вместо одной филенки проводят две-три и даже более. Ширина их бывает разная. Узкие филенки бывают от 0,5 до 1 см, средние — от 1,25 до 1,8, широкие — от 2 до 3 см.
По клеевым и смешанным окраскам (панель масляная, а верх клеевой) вытягивают клеевые филенки. При полностью выполненных масляных окрасках филенки вытягивают масляными красками.
Рис. 20. Отводка филенок:
1 — по линейке; 2 — по трафарету.
Для вытягивания клеевых филенок применяют обычные краски, но более жидкой консистенции. Для приготовления масляных колеров, необходимых для вытягивания филенок, применяют обычную масляную краску, которую разбавляют скипидаром.
Вытягивание филенок производится обычной филенчатой кистью по ровно выструганной линейке или трафарету. Линейку приставляют к отбитой намеленным шнуром линии, кисть смачивают в краске и слегка отжимают, затем приставляют ее к линейке и при одинаковом нажиме проводят ровную линию — филенку, которая на всем протяжении должна быть одинаковой ширины и цвета. Чтобы краска не заливалась под линейку, одну кромку ее делают на фаску. Линейка приставляется фаской к стене. Кисточка движется по кромке с фаской. Филенки можно вытягивать по трафарету (рис. 20).
Нужное количество краски для вытягивания филенок наливается в небольшую баночку. Баночка должна быть науровне груди.
Работа валиками
Валик набирает в себя много краски, и, если ее не отжать, получаются большие потери. Избыток краски отжимают об сетку, натянутую на рамку размером 200 X 300 мм. Если нет сетки, то берут такой же кусок кровельной стали или жести, набивают частыеот-верстия, как у терки, затем лист выравнивают и ставят его в посуду шероховатостями вниз. Когда нет кровельной стали или жести, можно использовать кусок фанеры, насверлив в нем отверстия диаметром 12 — 15 мм, располагая их в шахматном порядке через 25 мм друг от друга.
Конструкция валика такова, что не дает возможности окрашивать поверхности стен у самых углов, наличников, плинтусов и т. д. Такие места следует предварительно окрасить кистью и хорошо растушевать.
Окрашивание валиками выполняется так. Валик окунают в краску, отжимают излишки, проводя им по сетке, подносят к поверхности, делают на валик нажим небольшой силы и ведут валик в нужном направлении, оставляя при этом полосы краски без пропусков, тщательно их растушевывая. На стенах ббычно ведут валик сначала сверху вниз, затем вверх и вниз, накладывая полосы одна на другую так, чтобы они перекрывались на 4 — 5 см. По мере расходования -краски сила нажима увеличивается. Окрашивать поверхности стен можно сначала в горизонтальном направлении, затем в вертикальном, т. е. от пола к потолку, в обоих случаях тщательно растушевывая краску.
Рис. 21. Окрашивание валиками:
1 — набирание краски; 2 — окрашивание.
Чем тоньше наносится краска и лучше растушевывается, тем выше качество окраски.
В случае дефектов приходится выполнять повторную окраску, т. е. прокатку валиком по поверхности. Окрашенные валиком поверхности имеют вид окраски, выполненной под торцовку (рис. 21).
Чтобы лучше выполнить, окрашивание, грунтовки рекомендуется приготовлять такого цвета, как и колер, т. е. подкрашивать их пигментами. Окрашивание можно выполнять как за один, так и за два приема: Например, сначала на стены кладут краску горизонтальными полосами, а затем растушевывают в вертикальном направлении.Во время работы необходимо следить за тем, чтобы колер не стекал с валика и не оставлял подтеков.
До начала работы валиком рекомендуется произвести пробную окраску какой-либо поверхности или просто листа фанеры или картона.
При соответствующем навыке за один день можно окрасить до 300 м2 поверхности при хорошем качестве окраски. При этом экономится около 15% краски.
Одним валиком при хорошем качестве применявмого меха можно окрасить более 3 тыс. м2 поверхности.
Для окрашивания масляной краской столярных изделий необходимо сделать более короткие валики — длиной 10 — 15 см.